Результаты внедрения Болонской системы образования в России

По мнению бывшего кандидата в Президенты РФ Александры Тищенко, внедрение европейских образовательных стандартов в Новейшую историю России оказалось серьезной ошибкой, приведшей к двадцатилетнему отставанию в развитии. Согласно информации, размещенной на сайте versia.ru, она отмечает, что началом этого процесса стало принятие принципов Болонской образовательной системы. В современном мировом контексте, когда Россия и Запад выступают как идеологические и геополитические противники, особенно важны вопросы самоопределения и сохранения национальной идентичности.Принятие Россией Болонской системы образования в 2003 году изначально было символом стремления к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство, но сегодня это решение вызывает массу вопросов и критики.

Президент России Владимир Путин предложил много мер для укрепления общества и семьи, но почему он не отменил ЕГЭ? Родители не хотят, чтобы их дети были частью системы ценностей, несовместимой с русской культурой. Мы продолжаем учить детей бесполезным тестам, несмотря на то, что это противоречит нашим взглядам на образование.

В стремлении к европейским стандартам и историческому контексту заключалось присоединение России к Болонской декларации. Это был акт утверждения принадлежности к европейской цивилизации, выражение готовности к обмену научными и культурными достижениями. Россия с огромным энтузиазмом приступила к реформированию своей системы высшего образования, внедряя многоуровневую систему, разрабатывая новые стандарты и расширяя дистанционное обучение. Целью всех этих инициатив было повышение международной конкурентоспособности российского общества.

В свете анализа, проведенного в прошлом, становится ясно, что этот процесс привел к ряду негативных последствий. Разделение научных степеней на PhD и доктор наук, а также введение бакалавриата и магистратуры, оказались ключевыми шагами в формировании сложной системы образования. Хотя это способствовало лучшей интеграции российских студентов и ученых в мировое научное сообщество, но в то же время привело к потере уникальности российской системы образования и науки, которая ранее считалась уникальной и советской.

В 2015 году более 300 российских вузов участвовали в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, что способствовало повышению мобильности студентов и признанию российских образовательных квалификаций за границей. Реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), вызвали определенные изменения в образовательной сфере. Однако, многие эксперты отмечают, что эти изменения привели к упрощению программ и снижению глубины специализации, что в итоге сказалось на качестве образования в некоторых областях науки.

Развитие и распространение дистанционных образовательных методов призвано сделать высшее образование более доступным. Эта инициатива особенно важна для отдаленных и недостаточно населенных районов страны. Однако возникли сомнения относительно эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить качественные знания на уровне традиционного образования.

Несмотря на явные преимущества интеграции в Болонскую систему (увеличение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признание квалификаций), многие специалисты и образовательные работники выражают беспокойство относительно сохранения уникальности российской системы образования.

Россия сильна в своей традиционной системе образования, которая отличается от международных стандартов. Необходимо сохранить уникальность курсов и специализаций, чтобы соответствовать национальным интересам. Может быть, следует вернуться к советской системе обучения «ученик-учитель», чтобы достичь лучших результатов развития образования в стране.

Утрата потенциала и прозеванные шансы
Россия, вступив в круг европейских образовательных стандартов, столкнулась с серьезными вызовами. Не только потеряла уникальность своей образовательной модели в процессе интеграции в Болонскую систему, но и упустила шансы на создание собственных, новаторских подходов к образованию. Это привело к тому, что Россия отстала на два десятилетия в своем развитии, следуя не всегда соответствующим идеям и ориентирам, не учитывающим ее образовательный контекст.

Фактические последствия принятия болонского процесса оказались гораздо более глубокими и значимыми, чем ожидалось.

1. Под влиянием западных образовательных стандартов в России возникли опасения о падении уровня фундаментального образования в результате реформ. Различные эксперты высказывают мнение, что внедрение практических программ бакалавриата часто происходило за счет жертвы качества основных научных дисциплин.

2. Требования к качеству образования были ужесточены в рамках Болонского процесса, что потребовало проведения аккредитации и сертификации образовательных программ. Это, с одной стороны, способствовало повышению стандартов образования, но, с другой стороны, привело к значительному увеличению бюрократической нагрузки на учебные учреждения.

Расширение международного академического сотрудничества российских вузов в рамках Болонского процесса привело к значительному росту количества двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами, что усугубило проблему нехватки квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда. Россия, так сказать, предоставила Западу лучших специалистов, обученных по советской системе образования, благодаря действию соглашений сразу после их подписания. Это привело к массовому оттоку умов за границу и стимулировало развитие международного обмена знаниями и опытом.

Внедрение ЕГЭ в российскую образовательную систему считается символом бюрократического подхода. Этот экзамен был введен как часть усовершенствования системы образования в стране, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами. ЕГЭ задумывался как средство, которое гарантировало бы равные возможности для всех студентов, независимо от их местоположения и социального статуса, и способствовало объективной оценке знаний. Однако на практике ЕГЭ стал источником многочисленных проблем, включая ухудшение качества образования и давление на психику учащихся.

В результате внедрения ЕГЭ произошли следующие изменения:
- Учебное учреждение. Начала акцентироваться на подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов, что привело к уменьшению глубины и всеобъемлющего изучения предметов. По результатам опросов учителей и экспертов в сфере образования, значительная часть школьного времени теперь тратится на анализ типичных задач и тестов, что снижает заинтересованность учащихся в предмете и не способствует развитию критического мышления.
- Давление на психику. Для многих учеников ЕГЭ стал источником увеличенного напряжения и тревоги.

По данным независимых социологических агентств, более 70% старшеклассников испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Для многих подростков необходимость достижения высоких результатов для поступления в университет становится фактором, влияющим на их психическое состояние и увеличивающим риск стресса и депрессии. Из этого следует, что увеличивается число случаев самоубийств среди подростков. Российские психологи и социологи провели исследования, которые показали связь между увеличением самоубийств среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.

Для некоторых подростков страх неудачи и тревоги о будущем становятся непреодолимыми, отмечается. Студенты из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к качественной подготовке, что увеличивает разрыв в образовательных возможностях. Несмотря на попытки ЕГЭ уменьшить социальное неравенство, неравенство в доступе к дорогостоящим курсам подготовки остается проблемой.

Внедрение ЕГЭ в России вызвало бурные обсуждения об его эффективности и воздействии на образование. Несмотря на некоторые позитивные стороны, такие как упрощение поступления в вузы, возникло множество новых проблем. Эти проблемы включают в себя ухудшение образовательного уровня, психологическое напряжение среди учащихся и сохранение социального неравенства. Вопросы, связанные с объективностью оценки, также стали актуальными. Публичные скандалы, связанные с утечками заданий и обвинениями в коррупции, серьезно подорвали доверие к системе ЕГЭ. Продажа правильных ответов в интернете и массовые списывания ставят под сомнение способность ЕГЭ действовать как объективный инструмент оценки знаний.

Срочная необходимость пересмотра системы
Под воздействием современных идей и геополитических противоречий, нарастающей критики западных ценностей, возникает актуальная потребность в срочном пересмотре образовательной стратегии. Каждый год количество обращений к Президенту РФ и кандидатам на пост главы государства лишь увеличивается. В 2023 году я сама участвовала в президентских выборах и моя избирательная платформа включала в себя важные пункты по реформированию сферы образования, основанные на моем опыте руководства родительским комитетом в московском профсоюзе.

В Москве 29 февраля текущего года я провела свою пресс-конференцию, выступив с критикой интеграции России в Болонскую систему образования и введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), сразу после "послания". Считаю, что эти две ключевые реформы в сфере образования должны быть включены в избирательные программы и транслироваться на всех кандидатов в Президенты 2024 года. Непредвиденные последствия для российской системы образования стали очевидны после принятия европейских образовательных стандартов, что подтверждается анализом основных документов и практическим опытом.<br>