С целью обеспечения импортозамещения оборудования для вагонов серии «Нева», которые эксплуатируются на зеленой ветке, ГУП «Петербургский метрополитен» объявил тендер на подготовку соответствующей документации. Максимальная начальная стоимость конкурса составляет 34 миллиона рублей.
Причиной необходимости модернизации являются «действия недружественных стран», как указано в документации тендера. В условиях санкций возникла проблема с приобретением определенных запчастей для вагонов, что может привести к угрозе снижения безопасности и нарушению графика движения поездов. В рамках модернизации планируется заменить тормозную систему, оборудование кабины управления и систему управления поездом на отечественные аналоги. Победитель конкурса должен будет представить готовую документацию к середине сентября 2024 года.
В 2012-2019 годах было произведено 54 вагона серии 81-556/557/558 марки Škoda, известной как серия «Нева», и 90 модифицированных вагонов с синей и зеленой расцветкой, которые можно увидеть в метро. Эти данные были предоставлены «Петербургским метрополитеном». Сборкой вагонов занималось ООО «Вагонмаш», которое было создано в феврале 2011 года совместно с чешской компанией Škoda Transportation. Однако, из-за финансовых проблем, «Вагонмаш» столкнулся с банкротством, и в апреле 2013 года Кировский завод выкупил его долю в совместном предприятии.
В 2020 году произошли необычные изменения в структуре владения ООО «Вагонмаш». Он продал свой пакет акций компании «Синара - Транспортные машины» (СТМ) и затем выкупил у чешских партнеров 1% акций «Вагонмаша», став паритетным партнером Škoda. В 2022 году чешские владельцы не только не покинули компанию, но также выкупили половину предприятия у холдинга СТМ. В 2023 году ООО «Вагонмаш» продолжало заключать новые контракты с «Петербургским метрополитеном» на обслуживание вагонов серии «Нева» и подготовку перечня комплектующих для поездов, требующих локализации.
Активные работы по импортозамещению ведутся в ГУП «Петербургский метрополитен» «ДП», подтвердили представители организации. Ясность относительно сроков завершения процесса будет установлена после объявления результатов конкурса.
Главный редактор портала «Транспорт СПб» Владислав Булгаков отмечает, что запас поездов на третьей линии достаточен. Однако, при продлении зелёной ветки метро необходимо учитывать высокую надёжность составов. Эксперт считает, что модернизация необходима для более эффективной работы поездов с меньшим количеством простоев, чтобы не нанести ущерб будущему расширению.